Содержание материала

УНИФИКАЦИЯ И ТИПИЗАЦИЯ В ПРОМЫШЛЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Унифицированные параметры зданий

 

Характерной особенностью промышленного строительства в нашей стране является массовое внедрение системы унификации строительных объектов промышленных предприятий. На основании результатов унификации осуществляется постоянное повышение уровня индустриализации промышленного строительства, за счет которой все более значительная часть затрат труда на возведение зданий переносится в сферу промышленного производства, в результате чего сокращается трудоемкость работ, выполняемых непосредственно на строительной площадке. Важнейшими элементами созданной в нашей стране системы унификации являются: правила назначения основных размеров

массовых промышленных зданий и их элементов, а также градации размеров на основе ряда укрупненных модулей; принципы универсального решения первичных объемно-планировочных элементов зданий; правила расположения разбивочных осей зданий и привязок к ним основных несущих и ограждающих конструкций, обеспечивающие оптимальные взаимосочетания последних. Модульные пролеты Lo и модульные шаги Во первичных объемно-планировочных элементов одно-и многоэтажных зданий в настоящее время принимают в соответствии с данными табл. 2.1, в которой буквой М обозначен основной модуль, равный 100 мм. Модульные высоты этажей Но первичных объемно планировочных элементов одно-и многоэтажных зданий назначают в соответствии с данными табл. 2.2. Значения приведенных укрупненных модулей могут применяться без специальных обоснований, а допускаемых модулей — при соответствующих технико-экономических обоснованиях в зависимости от экономии площади и объема здания, а также возможностей изготовления нетиповых конструкций.

Поскольку наличие укрупненных модулей и градаций параметров само по себе не позволяет резко сократить число типоразмеров объемно-планировочных и конструктивных элементов, то установлено ограниченное число взаимосочетаний параметров — так называемые габаритные схемы, в которых размеры пролетов связаны с определенными шагами колонн и высотами, а надкрановые габариты и грузоподъемность кранов — с определенными размерами пролетов и высот зданий. На основе габаритных схем создана ограниченная номенклатура первичных объемно-планировочных элементов (ячеек, секций) и приемы. Их сочетания должны обеспечивать оптимальные общие компоновочные решения (прямоугольную форму в плане, ограничение перепадов высот, преимущественное расположение пролетов в одном направлении и т. п.).

Унифицированные параметры габаритных схем одноэтажных зданий приведены в табл. 2.3, где знаком обозначены установленные сочетания параметров, а знаком «—» — неприменяемые сочетания.

В габаритных схемах для зданий, оборудованных опорными мостовыми кранами, фиксируется значение отметки головки подкранового рельса, которое увязано с габаритными размерами выпускаемых в нашей стране мостовых кранов. При назначении отметки принималось, что габарит приближения крана к стропильным конструкциям должен составлять 100 мм, а предельный прогиб этих конструкций не должен превышать 1:150 пролета. Соответствующие данные для кранов различной грузоподъемности приведены в табл. 2.4. В таблице рядом с цифровым обозначением грузоподъемности буквами О, Н или Т обозначен режим работы крана (О — облегченный, Н — нормальный и Т — тяжелый).

Если буквенное обозначение отсутствует, то отметка соответствует всем трем режимам работы. Из табл. 2.4 также можно установить соответствие между модульной высотой Н и грузоподъемностью мостового крана, применяемого при этой высоте.

Габаритные схемы для многоэтажных зданий с одинаковой сеткой (регулярной) по всем этажам или по всем этажам, кроме верхнего, если для него принята более крупная сетка (нерегулярная), приведены в табл. 2.4. Допускаемый модульный пролет Lo = 3 м используется только в составных объемно-планировочных элементах и в секциях лишь как доборный в сочетании с другими размерами модульных пролетов, например 6 + 34-6 м или 9 + 3 + 9 м, и др.

В многоэтажных зданиях с увеличенной сеткой колонн в верхних этажах высоты последних могут составлять от 4,8 до 8,4 м включительно с градацией 0,6 м, а принимаемые пролеты — 18 и 24 м. Допускаемые пролеты в этом случае составляют 15 и 21 м. Модульные шаги Во в многоэтажных зданиях как с регулярной, так и с нерегулярной сеткой колонн принимают равными 6 или 12 м.

 

Привязки осей конструктивных элементов к разбивочным осям

Разработку типовых несущих и ограждающих конструкций промышленных зданий производят согласно унифицированным правилам привязки осей конструкций к разбивочным осям зданий (рис. 2.1 и 2.2). В соответствии с типовыми унифицированными решениями поперечные и продольные температурные швы как с перепадами высот, так и без них делают на двух рядах колонн. Для каркасных многоэтажных административно-бытовых зданий характерна привязка колонн «по центру» (рис. 2.2, в), когда геометрические оси сечений колонн совпадают с разбивочными осями независимо от положения колонны (крайняя, средняя, угловая и т. д.).

На рис. 2.3 приведен обобщенный пример, объединяющий большинство случаев сопряжений пролетов одноэтажного производственного и многоэтажного административно-бытового здания применительно к объему задач проекта. Вставка С между осями 15 и 16 при сопряжении взаимно перпендикулярных пролетов складывается из толщины стены, размера привязки 250 мм.

 

Типовое проектирование

Типовое проектирование в промышленном строительстве в нашей стране имеет два направления: ф разработка типовых решений для межотраслевого использования при проектировании промышленных объектов (типовые конструкции и изделия, типовые архитектурные детали — (ТДА) и типовые монтажные детали—(ТДМ). Применение типовых проектных материалов дает возможность компоновать из унифицированных типовых конструктивных элементов заводского изготовления здания требуемых размеров и конфигурации и создавать на этой основе целостные ансамбли; ф разработка типовых комплексных проектов для многократно повторяющихся объектов (здания административно-бытовые, котельные, насосные, хлебозаводы и т. п.).

Типовые строительные конструкции разрабатывают на основе унифицированных параметров и габаритных схем зданий. Номенклатура конструкций обеспечивает крупносерийное их производство, применение инвентарной оснастки и унифицированных изделий. Проектировщик, использующий типовые конструктивные решения, избавлен от необходимости проводить расчет и конструирование элементов зданий. По имеющимся в типовой документации «ключам» в зависимости от географических условий строительства, параметров внутреннего микроклимата в здании, действующих на элемент силовых и других воздействий, производят выбор соответствующего реальным условиям конструктивного элемента. В зависимости от географических условий, необходимой мощности или других параметров производят выбор и комплексного типового проекта того или иного объекта, а также его привязку на реальном генеральном плане с учетом геологических характеристик в районе строительства.

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии