Современные технологииПреподавание информатики преследует близкие цели — научить решать различные проблемы, используя ЭВМ. Традиции тут практически нет. Отбор интересных содержательных задач только начат.

Причем было бы полезно, если бы эти задачи касались не только математики, но и физики, химии, всех дисциплин, где применение информатики становится необходимостью. Да и компьютеры сейчас есть далеко не везде.

Можно пойти по самому простому пути. Обучить ребят программированию на одном или нескольких алгоритмических языках (что обычно и делают). Простые программы школьники могут научиться писать за несколько недель. А что же дальше?

Зачастую умение программировать сравнивают со второй грамотностью. Любое сравнение хромает. Давайте разберемся, чем вторая грамотность отличается от первой. После того как человек научился читать, перед ним открывается море книг, огромная сокровищница человеческой мысли. Перед тем, кто научился программировать, должна открыться масса интересных и полезных задач. А этого не происходит. Опыт обучения школьников показывает, что они с энтузиазмом программируют, «играют» с компьютерами, могут писать довольно сложные программы. Однако школьников надо учить играть не просто с компьютером, но и с математическими моделями явлений. (Программы для такого обучения, конечно, должны написать профессионалы.) Ведь именно умение работать с моделями, а не только писать простые программы необходимо сейчас большинству специалистов. Сейчас это не делается. Программирование - то, что для большинства будет в лучшем случае полезным инструментом, сейчас часто воспринимается как самоцель.

Разумеется, не надо впадать в другую крайность. Сейчас обучение программированию можно рассматривать как полезный и необходимый этан. Он позволяет заинтересовать учащихся вычислительной техникой, прививает внимательность и аккуратность. Однако нужно знакомить учащихся и с достижениями информатики, и с перспективами ее развития, и с возможностями использования ее методов в других областях, иллюстрировать это примерами уже решенных задач. И эта сторона по мере развития информатики, внедрения ее в науку и технику будет становиться все более важной.

Интересной представляется оценка перспектив и целей преподавания информатики в недалеком будущем, которая содержится в одном из номеров журнала, посвященного компьютерам в образовании4 (сейчас ее можно рассматривать как прогноз, опирающийся на опыт, накопленный в преподавании): «В большинстве стран компьютеры впервые использовались в школах для обучения программированию. Имеет смысл объяснить детям, как работает ЭВМ, но это не более и не менее важно, чем рассказать о телевизоре, телефоне, реактивном двигателе или атомном реакторе, которые являются частью нашего технического окружения. С другой стороны, если ребята интересуются программированием, то нет причины, чтобы не сделать такой курс факультативным.

В прошлом, действительно, каждый, используя ЭВМ, должен был писать свою собственную программу. Но сейчас ситуация меняется. Ни один шахматист теперь не купит компьютер, чтобы писать свою шахматную программу. Он просто купит шахматную машинку. То же справедливо для остальных областей деятельности, где профессионалы создают программы и аппаратуру для все большего числа пользователей, которые иногда и не подозревают, что используют ЭВМ. Поэтому если не считать, что образование должно давать технические навыки, то нет причин, по которым следовало бы обучать именно программированию, а не водопроводному делу, ремонту электроприборов, телевизоров и т. д.».

Нет оснований полагать, указывается в статье, что приемы профессионального мышления программистов обладают общечеловеческой значимостью, как, например, математическая культура.

«Нам лучше найти другие методы, чтобы развивать в детях интуицию, воображение, творческое мышление, способность к оценкам, синтезу и т. п., которые более, чем когда-либо, будут нужны для решения проблем завтрашнего общества».

Влияние ЭВМ на систему образования автор формулирует следующим образом: «Если мы попытаемся экстраполировать тенденции сегодняшнего использования ЭВМ в обществе в целом, то обнаружится новое явление. Те, кто используют в работе ЭВМ, а их в ближайшие годы будет большинство, работают не так, как прежде, по мере того, как появляются все более сложные пакеты программ. В конце концов людям понадобятся совсем другие знания и навыки. Это означает, что в отдаленной перспективе нам придется в корне изменить обучение на всех уровнях.


.

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии