Содержание материала

МОНТАЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ

 

Монтажные механизмы. Для монтажа сборных конструкций жилых и общественных зданий применяют грузоподъемные краны: стреловые самоходные гусеничные, пневмоколесные и автомобильные; передвижные, приставные и самоподъемные башенные, а также козловые и портальные.

Гусеничные краны (рис. 115, а) имеют ходовую гусеничную тележку 1 с установленной на ней поворотной платформой 2, на которой закреплены механизмы рабочего оборудования 5, силовая установка, исполнительные механизмы, кабина управления 4 и монтажная стрела 5, оборудованная полиспастами и грузовым крюком. Эти краны с дизель-электрическим приводом работают без выносных опор. При монтаже подземной части здания их оборудуют короткими стрелами, а при возведении надземных конструкций — удлиненными стрелами длиной до 40 м и гуськом или башенно-стреловым оборудованием (рис. 115, б). При монтаже гражданских зданий применяют краны грузоподъемностью 6,3...25 и 30...63 т.

Пневмоколесные краны (рис. 115, в) и краны на спецшасси автомобильного типа имеют двух-, трехосные и с большим числом осей (специальные самоходные шасси), на которых установлена поворотная платформа со стреловым монтажным оборудованием. Они могут работать без выносных опор (при малой грузоподъемности), при необходимости их устанавливают на выносные опоры — аутригеры. Эти краны перемещаются со скоростью до 12... 14 км/ч (краны пневмоколесные) и до 50...60 км/ч (краны на спецшасси автомобильного типа); грузоподъемность их 16... 100 т. Наиболее широко в строительстве применяют пневмоколесные краны и краны на спецшасси автомобильного типа грузоподъемностью 25...63 т со стреловым оборудованием и высотой подъема грузового крюка до 30 м. Мобильность этих кранов позволяет использовать их практически повсеместно, где есть проезды.

Автомобильные краны (рис. 115, г) имеют грузоподъемность 5... 16 т при относительно малом вылете стрелы (2,5...4 м). Их используют главным образом на погрузочно-разгрузочных работах, укрупнении конструкций и монтаже легких элементов, например, при возведении производственных сельскохозяйственных зданий. Краны монтируются на шасси грузовых автомобилей, это обеспечивает им хорошую проходимость и скорость передвижения до 50...70 км/ч. Во время работы краны устанавливают на выносные опоры, что повышает их устойчивость. Высота подъема крюка кранов 6...25 м.

Башенные передвижные краны (рис 116, а) — это свободно стоящие поворотные краны со стрелой, закрепленной в верхней части вертикальной башни; применяются при возведении надземной части здания. Краны передвигаются по рельсовому пути. Башенный кран состоит из башни 3, стрелы 5, ходовых тележек, устанавливаемых на рельсовый путь 7; кабины 4, в которой размещены аппараты управления краном; механизмов подъема груза, поворота стрелы, передвижения крана, изменения вылета крюка или передвижения грузовой тележки; грузового и стрелового полиспастов; ограничителей грузоподъемности, высоты подъема крюка, передвижения крана и поворота стрелы. Краны имеют электрический привод с питанием от внешней сети. Машинист управляет всеми механизмами крана из кабины; возможно совмещение до трех рабочих движений.

Краны грузоподъемностью 3...15 т применяются в гражданском многоэтажном строительстве. Основные преимущества их в том, что они имеют большую высоту подъема и точку крепления стрелы выше монтажного уровня. Машинисты имеют хороший обзор во время работы и кранами удобно подавать конструкции в любое место возводимого сооружения. Стреловые рельсовые краны на ходовых тележках башенных кранов (рис. 116, а) предназначены для возведения подземной части зданий и сооружений; могут работать с различным навесным оборудованием (трамбовки, грейферы, вибропогружатели), а также передвигаться с грузом на крюке. Грузоподъемность кранов 5... 15 т при вылете стрелы 37...13 м. Монтажные приспособления. Монтажные устройства и приспособления служат для захвата (строповки) поднимаемых конструкций, временного закрепления их и выверки, организации рабочего места монтажников.

Грузозахватные устройства предназначены для строповки элементов (деталей) и крепления их к крюку монтажного механизма. К ним относятся стропы из стальных канатов, концы которых оснащены крюками или коушами; захваты для строповки конструкций, которые не имеют монтажных петель; траверсы для подъема крупноразмерных элементов. Приспособления для временного закрепления и выверки конструкций, установленных на место: одиночные и групповые кондукторы, подкосы, струбцины. Приспособления для организации рабочего места монтажнико в и обеспечения безопасных условий работы: инвентарные подмости, лестницы, элементы ограждений, стеллажи, контейнеры.

Наиболее распространенный тип отдельно стоящих инвентарных подмостей, рассчитанных на легкое перемещение и многократное использование, — передвижные площадки (рис. 117, а).

Их изготовляют блочными и телескопическими, что позволяет при необходимости изменять высоту уровня рабочей площадки. К этому же типу подмостей относится инвентарная площадка стремянка (рис. 117, б) для монтажника и сварщика, а также столики-стремянки высотой 0,75...0,9 м.

Для сообщения между этажами здания в период монтажа конструкций применяют инвентарные приставные лестницы с поручнями (рис. 118, а). До установки постоянных перильных ограждений на лестничных маршах и площадках устанавливают временные инвентарные ограждения (рис. 118,6); их прикрепляют струбцинами непосредственно к железобетонным элементам. Таким образом ограждают проемы в междуэтажных перекрытиях и по контуру перекрытия на границе захваток. У проемов можно устанавливать инвентарные ограждения на стойках (рис. 119,а). Открытые дверные проемы в стенах и оконные проемы также временно закрывают инвентарными решетками (рис. 119, б). Такие же ограждения (рис. 119, в) ставят у входов в лифтовые шахты.

Инструменты. При монтаже сборных конструкций кирпичных зданий используют в основном все ручные инструменты каменщика. Кроме того, при установке и закреплении железобетонных и бетонных конструкций применяют следующий ручной инструмент: строительный монтажный лом JIM (рис. 120, а) —для смещения, рихтовки и установки сборных элементов при монтаже и такелажных работах (такие ломы диаметром 20 и 24, длиной 560 и 1180 мм применяют при монтаже перекрытий, лестниц, площадок и других сборных конструкций; диаметром 32, длиной 1320 мм — при монтаже фундаментных блоков); зубило (рис. 120,6), служащее для очистки закладных деталей от наплывов бетона; молоток-кулачок (рис. 120, в), предназначенный для околки подштопку (рис. 120, е), имеющую коробчатый корпус из листовой стали с деревянной ручкой и предназначенную для уплотнения раствора в горизонтальных швах сборных конструкций;

стальную конопатку и деревянную киянку (рис. 120, ж, s), предназначенные для конопатки стыков крупноблочных и панельных стен; заправщик жгутовых материалов, или ролик (рис. 120, и, к), служащий для закатывания упругих прокладок в устье стыков панельных стен. Монтажники используют кельмы для разравнивания и подрезки излишков раствора и растворные лопаты для расстилания растворной смеси на опорных поверхностях при установке сборных конструкций. При монтаже сборных конструкций необходим различный контрольно-измерительный инструмент:

складные метры и рулетки для линейных измерений;туровни (в деревянном или металлическом корпусе), предназначенные для выверки*устанавливаемых конструкций; крученый льнопеньковый разметочный шнур (рис. 121, а) диаметром 1,5 мм и длиной 15 м для разметки прямых линий осей;

дюралюминиевую рейку-отвес (рис. 121, б) для проверки вертикальности устанавливаемых панелей перегородок; рейку 1 навешивают на панель и прижимают упорами (резиновые накладки) 3 к панели; по отклонению отвеса 5, измеряемому в миллиметрах по шкале 4> определяют отклонение панели б от вертикали.

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии