Содержание материала

Производственный технологический транспорт

 

В современных производственных зданиях для нормального ведения технологического процесса и обеспечения приемлемых условий труда предусматривают соответствующие системы инженерного оборудования, включая производственный, грузовой, а при необходимости и пассажирский транспорт, системы отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, пожаротушения и т. д. В наибольшей степени объемно-планировочное решение здания зависит от принятой организации подъемно-транспортных операций. Подъемно-транспортные устройства делятся на две основные группы: а) непосредственно участвующие в технологическом процессе; б) обеспечивающие ремонт и замену оборудования. Стремление к большей универсалhr title=изации зданий, обеспечивающей регулярную модернизацию производства на базе новейших научно-технических достижений, требует и более компактных гибких решений внутрицехового транспорта, четкого зонирования при размещении инженерных систем, модульной трассировки коммуникаций. Внутрицеховой транспорт, предназначенный для перемещения различных технологических грузов, в соответствии с цикличностью его действия принято разделять на две основные группы: транспорт непрерывного (конвейерный, пневматический, гидравлический) и периодического действия (напольный рельсовый и безрельсовый, подвесные и мостовые краны, подъемники, лифты, тали и т. д.). По направлению движения в качестве отдельных групп рассматривают горизонтальный, вертикальный и наклонный транспорт. В зависимости от размещения относительно отметки пола различают напольный и надпольный (опертый на конструкции или подвешенный к конструкциям) транспорт, ф Напольный рельсовый внутрицеховой транспорт до настоящего времени широко применяют предприятия стройиндустрии, тяжелого машиностроения, металлургии. Его достоинства — высокая надежность, большая грузоподъемность, передача нагрузок непосредственно на основание, минуя строительные конструкции здания. Наиболее распространенный вид напольного рельсового транспорта — вагоны, платформы, вагонетки узкой или широкой колеи. Недостатки рельсового транспорта — малая маневренность (большие радиусы поворотов), сложность сопряжения рельсового пути и конструкции пола, большой расход площади в пределах габарита рельсового транспорта, не используемой для ведения технологического процесса, ф При безрельсовом транспорте, обладающем большей маневренностью, расход площади для внутренних проездов уменьшается. Нет необходимости устройства специальных путей; достаточно иметь соответствующую конструкцию пола,, выдерживающую транспортные нагрузки. Недостатками современных отечественных средств безрельсового транспорта является их сравнительно небольшая грузоподъемность, а также отсутствие достаточно мощных, компактных, автономных двигателей, не загрязняющих внутрицеховую среду.

Общим недостатком всех видов напольного транспорта является совмещение уровня движения людей и транспортных средств, что не только создает потенциальную опасность травматизма, но и вызывает у людей ощущение дискомфорта, повышенного нервного напряжения. Чтобы избежать аварийных ситуаций при использовании напольного транспорта, применяют специальную сигнальную окраску транспортных средств, условные обозначения и ограждения проездов, проходов. Следует отметить малую эффективность различных административных мер по предотвращению неблагоприятного контакта людей и внутрицехового напольного транспорта. Наиболее продуктивной является рациональная архитектурно-планировочная организация внутрицехового пространства, предусматривающая четкое зонирование, трассировку людских и транспортных потоков, по разделенным маршрутам с минимальным количеством пересечений. ф В качестве непрерывного транспорта широко применяют разнообразные конвейерные системы, которые являются неотъемлемой частью большинства современных поточных производств, ф В цехах используют также пневматический и гидравлический транспорт, позволяющий перемещать сыпучие, мелкоштучные грузы в струе воздуха или жидкости по замкнутым системам трубопроводов и желобов. Достоинствами этих видов транспорта являются герметичность, возможность сложной трассировки, сосредоточение приводных механизмов в одной зоне. Недостатком является ограниченная номенклатура перемещаемых грузов, высокий износ трубопроводов и желобов, большие энергозатраты. В практике промышленного производства все большее применение находят разнообразные системы, в которых транспортировка сырья, полуфабрикатов, изделий совмещается с операциями по их обработке, сборке, контролю. Такими, в частности, являются роторные механизмы, используемые в машиностроении, строительной индустрии, легкой и пищевой промышленности. Достоинствами роторной технологии являются высокая производительность и компактность промышленных установок, что позволяет их размещать в производственных зданиях различных типов.

Основным видом надпольного, опертого на конструкции внутрицехового производственного технологического, транспорта являются мостовые опорные краны (рис. 5.12, а). Краны классифицированы по грузоподъемности следующим образом: малой грузоподъемности — до 5 т; средней — до 50 т; большой — до 250 т и более. В отдельных случаях, на уникальных объектах, устанавливают краны особо большой грузоподъемности — более 1000 т, например в производственных корпусах «Атоммаша». По назначению различают краны: общего назначения, специальные (колодцевые, магнитные, грейферные, мульдозавалочные и т. д.). Краны могут выполняться с гибким и жестким подвесом, с ребордными или безребордными колесами. Достоинствами мостовых опорных кранов являются: высокая грузоподъемность, возможность перемещения грузов в трех направлениях, производство подъемно-транспортных операций вне плоскости размещения основного технологического оборудования и соответствующая экономия общей площади здания по сравнению с вариантом, когда используется напольный транспорт. Вместе с тем мостовые краны не позволяют обслуживать участки, примыкающие к продольным рядам колонн, так как крюк в крайнем положении находится на значительном (до 3 м) расстоянии от разбивочной оси. Таким образом, недостатком мостового крана является ограниченная по ширине пролета зона обслуживания. Другие недостатки: значительные габариты, приводящие к увеличению объема здания, и передача больших эксцентрических нагрузок на колонны каркаса.

В настоящее время проводятся работы как по совершенствованию мостовых кранов, повышению грузоподъемности, уменьшению габаритов, увеличению зоны обслуживания, так и по созданию производственных зданий нового типа, в которых опорные краны могут быть заменены козловыми или полукозловыми. Для зданий, в которых мостовые краны используются только эпизодически при ремонтных и монтажных работах, рассматривается вопрос применения облегченных съемных покрытий, что позволяет использовать внешние подъемно-траспортные устройства, отказаться от кранового оборудования зданий, существенно облегчить их конструкции и уменьшить объем (рис. 5.12,6, в). При малой грузоподъемности (до 5 т) вместо мостовых кранов желательно использовать подвесные (рис. 5.13). В качестве внутрицехового транспорта используют подвесной транспорт с жесткими путями (рельсами). По количеству несущих рельсов различают монорельсовый (кошки, тали, конвейеры) и крановый (подвесные краны, краны-штабелеры) подвесной транспорт. ф Простейший монорельсовый механизм — кошка, предназначается для транспортировки грузов массой до 3 т. Кошки могут быть изготовлены с ручным механизмом передвижения или без него. С помощью тали, состоящей из механизма подъема и ходовой тележки, могут быть осуществлены подъем, спуск и горизонтальное перемещение груза. Электрические тали позволяют поднимать и транспортировать грузы до 40 т. Серийные электротали имеют грузоподъемность до 5 т и высоту подъема до 18 м. Тали могут быть канатными или цепными. Управление талью осуществляется с рабочей поверхности с помощью переносного пульта. ф Такое же управление, как правило, имеют и подвесные краны — ручные и электрические. Наиболее широко применяют серийные электрические подвесные краны грузоподъемностью до 5 т с высотой подъема до 18 м. Кран состоит из моста, ходовых тележек и электротали или грузовой тележки. Подвесной кран в зависимости от его длины может быть одно, двух и трех пролетным. Расстояние между рельсами (точками подвески) принимают кратным 1,5 м, но не больше 15 м. Применение подвесных кранов вместо мостовых позволяет уменьшить объем здания, увеличить зону обслуживания, упростить конструктивное решение каркаса. Недостатком подвесных кранов является сравнительно небольшая грузоподъемность. Однако в настоящее время уже применяют краны индивидуального изготовления грузоподъемностью 20 т и более.

ф Для обслуживания складов используют специальные подвесные краны-штабелеры, в которых крюковая подвеска заменена вертикальной колонной постоянной длины или телескопической. Колонна может иметь вильчатый захват или какое-либо другое захватное приспособление в зависимости от характера.

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии